Основы озвучивания кинопленки
Любительское кино все шире и шире входит в нашу жизнь. Оно помогает нам в повседневной работе, являясь мощным массовым средством пропаганды новых достижений и открытий, новых методов труда, нового оборудования - всего того, что неразрывно связано с нашим движением по пути построения коммунистического общества. Нашими кинолюбителями создан целый ряд производственных, видовых, репортажных и игровых фильмов.
В настоящее время кинолюбители используют две системы для озвучивания своих фильмов:
1) с совмещенной фонограммой
2) с раздельной фонограммой.
Система с совмещенной фонограммой, использующая оптическую или магнитную фонограмму, расположенную на кинопленке сбоку от изображения, чаще всего применяется для 35 мм и 16 мм пленки. Применение этой системы для 8 мм пленки затрудняется тем; что под фонограмму в этом случае может быть отведено не более 0,7 мм, а скорость движения кинопленки при частоте проекции 16 кадров в секунду составляет примерно лишь 6 см/сек. Кроме того, малая гибкость кинопленки затрудняет хорошее прилегание магнитной фонограммы к воспроизводящей головке. Необходимо отметить также, что запись звука на кинопленку, находящуюся в киносъемочной камере, практически сложна, так как трудно получить необходимую для этого стабильность скорости протягивания кинопленки в киносъемочной камере, и, кроме того, из-за сдвига фонограммы относительно изображения монтаж фильма невозможен без перезаписи.
В системе с раздельной фонограммой для записи звукового сопровождения фильма используют отдельный магнитофон. Синхронизация движения кинопленки в проекторе с движением ленты в магнитофоне осуществляется с помощью различных синхронизаторов. В кинопроекторе в этом случае должен быть установлен электродвигатель, допускающий изменение скорости его вращения при помощи реостата. Синхронизатор сравнивает скорости вращения электродвигателей магнитофона и проектора и является своего рода реостатом, сопротивление которого изменяется так, чтобы электродвигатель проектора вращался синхронно с движением ленты в магнитофоне.
Синхронизаторы по способу связи их с магнитофоном и проектором можно разделить на электромеханические, электрические и электронные.
В электромеханическом синхронизаторе магнитная лента пропускается через систему роликов, причем ролик, протягивающий магнитную ленту через синхронизатор, получает вращение от механизма проектора. Один из роликов синхронизатора качающийся; его положение зависит от размеров петли магнитной ленты. С качающимся роликом непосредственно связан ползунок реостата, включенного в цепь питания электродвигателя проектора. При увеличении скорости проектора размеры петли магнитной ленты уменьшаются и в цепь питания электродвигателя проектора вводится большее сопротивление. При уменьшении же скорости проектора петля увеличивается и величина введенного сопротивления уменьшается.
Электромеханические синхронизаторы дают удовлетворительную синхронизацию, но не могут обеспечить полного совпадения звука с изображением из-за проскальзывания магнитной ленты и изменения ее длины в зависимости от температуры, влажности и условий хранения и количества проигрываний. К недостаткам таких синхронизаторов необходимо еще отнести сложность их изготовления и неудобство в эксплуатации, связанное с необходимостью определенного взаимного расположения магнитофона, проектора и синхронизатора.
От последних недостатков свободны электрические синхронизаторы. Они не имеют механической связи с магнитофоном и проектором, и данные о скорости движения кинопленки и магнитной ленты вводятся в них частотой замыкания контактов, установленных на магнитофоне и проекторе. Для этого на одном из валов механизма кинопроектора укрепляют кулачок с установленными около него контактами, а для магнитофона изготавливают накладной угольник, на котором монтируют обрезиненный ролик с кулачком и контактами. Частоту замыкания контактов обычно выбирают в пределах 1-4 гц.
Управление скоростью проектора в таких синхронизаторах осуществляется тем, что в цепь питания электродвигателя проектора вводится постоянное сопротивление, которое при правильном соотношении скоростей магнитофона и проектора замкнуто накоротко в течение примерно половины промежутка времени между замыканиями контактов. На изменение скорости проектора синхронизатор реагирует увеличением или уменьшением времени замыкания этого сопротивления. Это осуществляется либо непосредственно соответствующим включением контактных систем магнитофона и кинопроектора, либо путем использования дополнительной релейной схемы.
Электрические синхронизаторы, хотя и дают такую же точность синхронизации, как электромеханические, но значительно проще в изготовлении и удобнее в эксплуатации. К их эксплуатационным достоинствам необходимо отнести и то, что во время демонстрации фильма при появлении рассогласования между звуком и изображением (из-за проскальзывания магнитной ленты, изменения ее длины или прохождения нескольких склеек на кинопленке или магнитной ленте, сделанных уже после монтажа и озвучивания фильма) они легко позволяют производить ручную коррекцию кратковременным увеличением или уменьшением скорости проектора.
Такие синхронизаторы пригодны для озвучивания большинства любительских фильмов, но полной синхронизации они обеспечить не могут. В тех случаях, когда в фильм должно быть введено строго синхронное озвучивание (например, звуки речи, совпадающие с движением губ, синхронные шумы и т. т) необходимо применение наиболее совершенного типа синхронизатора - электронного.
Основное отличие электронных синхронизаторов от электрических состоит в том, что данные о скорости движения магнитной ленты вводятся в них не частотой замыкания контактов, а частотой повторения синхронизирующих импульсов, предварительно записанных на второй дорожке магнитной ленты (на первой дорожке записывают звуковое сопровождение фильма). Такая своеобразная "магнитная перфорация" обеспечивает сохранение полной синхронизации на протяжении фильма любой длины. Кроме того, электронные синхронизаторы перспективны в том отношении, что после встраивания в магнитофон генератора синхронизирующих импульсов и установки на киносъемочной камере контактов, управляющих работой этого генератора, они позволяют осуществлять и синхронную съемку, т. е. киносъемку с одновременной записью звука.
Кроме упомянутых основных типов синхронизаторов, существуют еще синхронизаторы, отличающиеся от них лишь конструктивным выполнением отдельных узлов, например с фотоэлектрическим датчиком импульсов в проекторе и магнитофоне вместо контактного датчика, с управляемым дросселем в цепи электродвигателя проектора вместо сопротивления и т. п.
01.07.2021, #синхронизация звука кинопленка
|